Термины каратэ

admin | 2014-04-08 20:10:34 UTC

Термины и понятия каратэ кёкусинкай

Общие понятия

Будо — Путь борьбы, Путь войны
Буси—до — Путь воина (самурая)
Додзё — зал для занятий («место, где следуют Пути»)
Додзё Кун — Присяга додзё
Канку — графический символ Школы Киокушинкай
Каратэ — дословно: пустая (яп. кара) рука (яп. тэ)
Киокушинкай — Общество Абсолютной Истины
Осу — традиционная в каратэ форма приветствия, а также выражение понимания, согласия и готовности (Производная форма от яп. терпеть.)

Номенклатура

Кантё — верховный мастер, наставник всей организации ИКО
Кохай — младший ученик

Сихан — мастер

Сэмпай — старший ученик
Сэнсэй — учитель
Сосай — шеф, основатель организации ИКО (должность, которую занимал Ояма Масутацу)
Хонбу — главная штаб-квартира ИКО в Токио

Счет

Ити— 1
Ни— 2
Сан — 3
Си (ён) — 4
Го — 5
Року — 6
Сити — 7
Хати — 8
Ку — 9
Дзю — 10
Ни-дзю — 20
Сан-дзю — 30
Ён-дзю — 40
Ён-дзю-го — 45
Го-дзю — 50
Хяку — 100

Способы дыхания

Гяку-сики кокю — способ дыхания с втягиванием стенки живота при вдохе и ее выдвижением вперед при выдохе («обратное дыхание»), применяется при выполнении дыхания ибуки в ката Сантин и Тэнсё
Дзюн-сики кокю — способ дыхания с выдвижением стенки живота вперед при вдохе и ее втягиванием при выдохе («брюшное дыхание»)
Ибуки — силовое дыхание с форсированным выдохом и напряжением мышц живота
Ногарэ-омотэ — глубокое дыхание с удлиненным вдохом (вдох на 7 счетов, выдох на 3 счета)
Ногарэ-ура — глубокое дыхание с удлиненным выдохом (вдох на 3 счета, выдох на 7 счетов)
Син-кокю — глубокое дыхание с одинаковой продолжительностью вдоха и выдоха (вдох на 5 счетов, выдох на 5 счетов)

Форма для занятий

До—ги — «одежда Пути», полный комплект формы каратиста. Включает в себя:
Ги — куртка
Оби — пояс
Цубон — штаны

Части тела

Аго — подбородок, челюсть
Аси — нога
Атами — голова
Гаммэн — лицо
Кансэцу — сустав
Кин — пах
Комэками — висок
Мэ — глаза
Сакоцу — ключица
Танден — центр энергии и силы, точка в животе под пупком
Тэ — рука
Хара — живот
Хидзо — печень, селезенка
Юби — палец

Технические термины

Аси-какэ — подсечка
Вадза — раздел техники, искусство, умение
Вадза-ари — полпобеды (½ очка) в свободном спарринге
Госин-дзицу — самооборона
Дзёгай — выход за пределы татами
Дзиссэн-кумитэ — спарринг с полным контактом
Дзию-кумитэ — свободный спарринг
Дзюдзи — скрестно
Дзюмби-ундо — разминка
Идо — перемещение
Идо-гэйко — тренировка техники в перемещении
Иппон — чистая победа в свободном спарринге (1 очко)
Иппон-кумитэ — учебный спарринг на 1 шаг
Каги — крюк
Какэ — зацеп
Камаэ (гамаэ) — готовность, изготовка
Ката — формальное упражнение, комплекс приемов базовой техники, выполняемых с заданными перемещениями
Кати (гати) — победа в схватке
Киай — крик при выполнении техники, усиливающий ее мощь
Кимэ — фокусировка, акцент, концентрация при выполнении техники
Кихон — базовая техника каратэ
Кихон—гэйко — тренировка базовой техники на месте без партнера
Кокю — выносливость
Кокю-хо — техника дыхания
Кумитэ — бой, схватка, спарринг
Кэагэ — поднимающийся
Кэйко (гэйко) — тренировка
Кэри (гэри) — удар ногой
Моротэ — двойной
Нидан — по двум уровням
Рэй — поклон
Рэйги — сочетание спокойствия с правильной осанкой
Рэндзоку — комбинация приемов
Санбон—кумитэ — учебный спарринг на 3 шага
Сиккаку — дисквалификация
Сита — низкий
Тамэсивари — разбивание твердых предметов
Татами — площадка для спарринга
Тати (дати)— стойка
Тати—ката — арсенал стоек
Татэ — вертикальный
Тоби — прыжок
Тюй — предупреждение
Укэ — блок
Укэ-каэси — ответные действия, контратака
Ути — секущий или хлесткий удар рукой
Ути-коми — толчок
Хантэй-гати — победа по решению судей

Ритуальные поклоны

Домо аригато годзай масита — большое спасибо (за тренировку)
Кантё-ни рэй — поклон Кантё
Отагай-ни рэй — поклон всем присутствующим
Сёмэн-ни рэй — поклон вперед (президиуму соревнований)
Синдзэн-ни рэй — поклон символической святыне Школы, алтарю
Сихан-ни рэй — поклон мастеру
Сэмпай-ни рэй — поклон старшему
Сэнсэй-ни рэй — поклон учителю
Сюсин-ни рэй — поклон рефери (судье на соревнованиях)

Команды

Ваката? — понятно?
Дзокко — продолжайте поединок
Ёй — приготовиться
Камаэ-тэ — принять стойку или позицию
Киай-тэ — каждую технику выполнять с киай
Котай — поменять партнеров в парах
Маваттэ — выполнить поворот
Мокусо — закрыть глаза и приступить к медитации
Мокусо ямэ — закончить медитацию и открыть глаза
Мугорэ — выполнять без счета
Наорэ — вернуться в исходное положение
Рэй — поклониться
Сидзэнтай — принять исходную позицию ожидания
Соаттэ — сесть на пол
Сэйдза — опуститься на пол и сесть на пятки
Татэ — встать на ноги
Хадзимэ — начать
Хантай — сменить стойку (левую на правую или наоборот)
Ямэ — закончить
Ясумэ — расслабиться

Команды для выхода в стойки

Команды для выхода в стойки строятся следующей последовательности:

1. Сначала указывается стороннность стойки (хидари или миги). Для киба—дати сторонность указывается в случае выхода в стойку под углом 45° или 90°.

2.Затем указывается название стойки(дзэнкуцу-дати, сантин-дати, киба-дати, кокуцу-дати, кумитэ-но камаэ).

3. Далее указываются техники рук, которые необходимо выполнить при выходе в стойку (например, гэдан-барай или кэрри-но камаэ).
После прослушивания команды ученики отвечают «Осу».
Далее подаются команды «Ёй» (ученики принимают позицию готовности) и «Камаэ-тэ» (ученики выполняют выход в стойку с киай).

Примеры:
— Хидари дзэнкуцу-дати гэдан-барай. Ёй. Камаэ-тэ.
— Хидари дзэнкуцу-дати гэдан-барай гяку-цуки. Ёй. Камаэ-тэ.
— Хидари дзэнкуцу-дати кэрри-но камаэ. Ёй. Камаэ-тэ.
— Миги сантин-дати. Ёй. Камаэ-тэ. (Выполняется с моротэ ути-укэ.)
— Хидари кокуцу-дати сюто маваси-укэ. Ёй. Камаэ-тэ.
— Киба-дати. Ёй. Камаэ-тэ. (Выполняется шагом вправо с моротэ гэдан-барай, предплечья остаются в горизонтальном положении.)
— Хидари киба-дати ён-дзю-го гэдан-барай. Ёй. Камаэ-тэ. (Стойка под углом 45°.)
— Хидари киба-дати ён-дзю-го кэри-но камаэ. Ёй. Камаэ-тэ. (Стойка под углом 45°.)
— Хидари киба-дати гэдан-барай. Ёй. Камаэ-тэ. (Стойка под углом 90°.)
— Хидари киба-дати кэри-но камаэ. Ёй. Камаэ-тэ. (Стойка под углом 90°.)
— Хидари кумитэ-но камаэ. Ёй. Камаэ-тэ.

Уровни атаки и защиты

Дзёдан — верхний (голова, шея)
Тюдан — средний (туловище от линии плеч до линии пояса)
Гэдан — нижний (туловище ниже пояса и ноги)

Взаимное положение рук и ног

Ой — удар выполняется передней рукой
Гяку — удар выполняется задней рукой

Стороны

Хидари — левая
Миги — правая

Направления

Агэ — снизу вверх
Ёко — в сторону
Маваси — круговое
Маэ — вперед
Отоси — сверху вниз
Сёмэн — вперед
Саю — в стороны (вправо и влево)
Сото — снаружи вовнутрь
Ура — в обратном направлении
Усиро — назад
Ути — изнутри наружу

Стойки

Андза — поза для отдыха: сед со скрещенными ногами, кулаки на бедрах
Дзэнкуцу-дати — атакующая стойка с выпадом вперед, на согнутой передней ноге 70 % веса, на выпрямленной задней ноге 30 % веса
Ёй — поза готовности: ноги в позиции сидзэн-дати, сжатые кулаки замедленным движением разводятся накрест от плеч до положения перед корпусом
Какэаси-дати — стойка со скрещенными ногами: колени согнуты, на опорной ноге 90 % веса, другая нога опирается на носок и несет 10 % веса
Киба-дати — равноопорная стойка «всадника»: ноги расставлены на двойную ширину плеч, ступни параллельны, центр тяжести понижен
Кокуцу-дати — защитная стойка: 70 % веса на согнутой задней ноге, 30 % веса на слегка согнутой передней ноге, пятка которой приподнята на 5?6 см
Кумитэ-но камаэ — равноопорная стойка с одной ногой, выдвинутой вперед (применяется для свободного спарринга)
Мороаси-дати — равноопорная стойка: ступни параллельны на ширине плеч, одна нога выдвинута вперед на длину ступни
Мусуби-дати — стойка для медитации стоя: пятки вместе, между ступнями угол 90°, левая ладонь покрывает правую, перед выполнением ката глаза закрыты, после выполнения ката глаза открыты
Нэкоаси-дати — стойка «кошки»: 90 % веса на согнутой задней ноге, 10 % веса на слегка согнутой передней ноге, пятка которой приподнята на максимальную высоту
Рэйнодзи-дати — стойка с выпадом одной ногой вперед, задняя нога согнута в колене и установлена на носок (применяется для выполнения ударов гяку-дзуки)
Сантин-дати — равноопорная стойка «трех точек»: ступни обеих ног повернуты внутрь под углом 45°, колени согнуты, одна нога выдвинута вперед на длину ступни
Сидзэн-дати (сото хатидзи-дати) — стойка ожидания: пятки на ширине плеч, ступни развернуты в стороны под углом 45° , кулаки быстрым движением разводятся накрест от плеч до положения перед корпусом
Сико-дати — равноопорная стойка: ноги расставлены на двойную ширину плеч, ступни разведены наружу под углом 45°, центр тяжести понижен
Сэйдза — поза для медитации сидя: сед на пятках, кулаки на бедрах, колени слегка разведены
Ути хатидзи-дати — равноопорная стойка «японской восьмерки»: ступни обеих ног повернуты внутрь под углом 45°, колени согнуты
Хэйко-дати — равноопорная стойка: ступни параллельны на ширине плеч
Хэйсоку-дати — стойка ожидания: ступни приставлены вплотную одна к другой
Цуруаси-дати — стойка «журавля: стоять на одной ноге, другая нога приподнята и находится в исходном положении для удара ёко-гэри со ступней, сформированной в «сокуто»

Способы перемещения

Дако-идо — перемещение в стойке киба-дати, развернутой под углом 45° к направлению движения
Кайтэн — перемещение с вращением на 360°
Коса — смена ног прыжком на месте
Маэ-коса — заступ спереди при перемещении в стойке киба-дати в сторону
Ой-аси — приставной шаг вперед
Ой-сагари — приставной шаг назад
Окури-аси — «скрытный шаг» вперед
Окури-сагари — «скрытный шаг» назад
Усиро-коса — заступ сзади при перемещении в стойке киба-дати в сторону
Фуми-аси — шаг вперед со сменой сторонности стойки
Фуми-сагари — шаг назад со сменой сторонности стойки

Ударные поверхности рук и ног

А. Руки

Ёнхон-нукитэ — «рука-копье», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами и прижатым большим пальцем
Иппон-нукитэ — рука с выпрямленным указательным пальцем
Кокэн — «кулак-дуга», вершина согнутого запястья
Котэ — предплечье
Кэйко — «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку
Накаюби—иппонкэн — кулак с выступающим суставом среднего пальца
Нихон-нукитэ — рука с выпрямленными и разведенными указательным и средним пальцами, образующими «вилку»
Ояюби-иппонкэн — кулак с выступающим суставом большого пальца
Рютокэн — кулак «голова дракона»
Сётэй — основание ладони
Сото-котэ — наружная часть предплечья
Сэйкэн — передняя часть кулака
Сюто — внешнее ребро ладони, «рука-нож»
Тохо — «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведенным большим пальцем
Тэтцуи — основание кулака, «рука-молот»
Уракэн — тыльная часть кулака
Ути-котэ — внутренняя часть предплечья
Хайсю — тыльная сторона ладони
Хайто — внутреннее ребро ладони
Хидзи (энпи) — локоть
Хиракэн — «плоский кулак» со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта, большой палец прижат
Хитосасиюби—иппонкэн — кулак с выступающим суставом указательного пальца

Б.Ноги

Аси — ступня
Аси-куби — лодыжка
Какато — пятка
Сокуто — внешнее ребро стопы
Сунэ — голень
Тэйсоку — внутренняя выемка стопы, подошва
Тюсоку — подушечка пальцев стопы
Хэйсоку — подъем стопы
Хидза — колено
Цумасаки — собранные вместе пальцы ноги

Удары руками

А. Прямые

Ёнхон-нукитэ — удар «копьем» в горло, солнечное сплетение
Иппон-нукитэ — удар указательным пальцем в глаз, горло
Моротэ-цуки — прямой удар одновременно двумя кулаками
Нихон-нукитэ — удар «вилкой» в глаза
Сакэ-цуки — удар кулаком вперед из стойки сико-дати с переносом веса с ноги на ногу
Сётэй-ути — удар основанием ладони
Сэйкэн аго-ути — хлесткий прямой удар кулаком в подбородок
Сэйкэн гяку-цуки — удар задним кулаком
Сэйкэн дзюн-цуки — прямой удар кулаком в сторону
Сэйкэн ой-цуки — удар передним кулаком
Сэйкэн сита-цуки — удар кулаком снизу вперед в корпус (тюдан), снизу вверх в подбородок (дзёдан)
Сэйкэн-цуки — прямой удар кулаком
Сюто сакоцу ути-коми — прямой удар ребром ладони в ключицу
Хэйко-цуки — одновременный параллельный удар двумя кулаками на одном уровне (обычно на среднем)
Энкэй гяку-цуки — прямой удар задним кулаком после кругового отведения атаки противника другой рукой
Яма-цуки — одновременный параллельный удар двумя кулаками на разных уровнях (обычно на верхнем и среднем)

Б. Дугообразные

Кокэн-ути — удар согнутым запястьем (по различным траекториям)
Сюто гаммэн-ути — удар ребром ладони сбоку по голове, шее
Сюто ути-ути — удар ребром ладони наотмашь вперед по голове, шее
Сюто сакоцу-ути — удар ребром ладони сверху по ключице
Сюто хидзо-ути — удар ребром ладони снаружи по корпусу
Сэйкэн каги-цуки — удар кулаком сбоку по корпусу
Тэтцуи-ути — удар основанием кулака (по различным траекториям)
Тэтцуи комэками-ути — удар основанием кулака снаружи по голове
Уракэн гаммэн-ути — удар перевернутым кулаком вперед в лицо
Уракэн ёко-ути — удар в сторону перевернутым кулаком в горизонтальной плоскости
Уракэн маваси-ути — круговой удар перевернутым кулаком сбоку в голову
Уракэн саю-ути — удар в сторону в вертикальной плоскости перевернутым кулаком в лицо
Уракэн хидзо-ути — удар в сторону в горизонтальной плоскости перевернутым кулаком по корпусу
Хайто-ути — круговой удар внутренним ребром ладони снаружи вовнутрь по голове, шее, в корпус, пах (удар в пах выполняется при вертикальном положении ладони)

В. Локтем

Агэ хидзи-ути — восходящий удар локтем в подбородок
Ёко хидзи-ути — удар локтем в сторону
Маэ хидзи-ути — прямой (тычковый) удар локтем вперед
Усиро хидзи-ути — удар локтем назад
Хидзи отоси-ути — удар локтем сверху вниз (по согнувшемуся противнику)
Хидзи-ути — круговой удар локтем сбоку в голову, корпус

Удары ногами

Ёко-гэри — удар ребром стопы в сторону
Ёко-кэагэ — маховый удар в сторону и вверх ребром стопы, нога выпрямлена
Какато отоси-гэри — удар пяткой сверху вниз после предварительного выноса ноги вверх
Какэ-гэри — обратный круговой удар пяткой или подушечкой пальцев стопы изнутри наружу
Кансэцу-гэри — удар ребром стопы в коленный сустав
Кин-гэри (кинтэки-гэри) — удар подъемом стопы в пах
Маваси-гэри — круговой удар снаружи вовнутрь подъемом стопы, лодыжкой или голенью
Маэ-гэри — прямой удар вперед подушечкой пальцев стопы
Маэ-кэагэ — маховый удар вперед-вверх подушечкой пальцев стопы, нога выпрямлена
Сотомаваси-гэри — маховый круговой удар ступней снаружи вовнутрь, нога выпрямлена
Тоби-гэри — удар ногой в прыжке
Тоби нидан-гэри — два последовательных удара ногами в прыжке
Усиро-гэри — удар пяткой назад
Усиро маваси-гэри — обратный круговой удар пяткой или подушечкой пальцев стопы с «вертушкой»
Утимаваси-гэри — маховый круговой удар подъемом стопы изнутри наружу, нога выпрямлена
Хидза-гэри — удар коленом

Блоки

Гэдан-барай — нижний блок предплечьем с замахом над плечом, кулак сжат
Дзёдан-укэ — верхний блок предплечьем, кулак сжат
Какэ-укэ — цепляющий блок ребром ладони изнутри наружу
Кокэн-укэ — блок согнутым запястьем
Маваси-укэ — двойной круговой блок перед корпусом раскрытыми руками
Моротэ-укэ — блок в положении тюдан ути-укэ, усиленный кулаком второй руки
Моротэ ути-укэ — двойной блок предплечьями изнутри наружу на среднем уровне, кулаки сжаты
Нами—гаэси — блокирование ударов в пах подставкой голени в горизонтальном положении
Осаэ-укэ — блок накладкой ладони сверху вниз
Сётэй-укэ — блок основанием ладони
Сунэ-укэ — блок голенью
Сэйкэн дзюдзи-укэ — блок скрещенными предплечьями, кулаки сжаты
Сюто дзюдзи-укэ — блок скрещенными предплечьями, кисти раскрыты
Сюто маваси-укэ — круговой блок двумя руками в позиции «сюто» сбоку от корпуса
Тэнсё — цепляющее покрытие ребром ладони изнутри
Тюдан сото-укэ — блок снаружи вовнутрь предплечьем на среднем уровне, кулак сжат
Тюдан ути-укэ — блок изнутри наружу предплечьем на среднем уровне, кулак сжат
Ути-укэ / гэдан-барай — двойной блок предплечьями на среднем и нижнем уровнях, кулаки сжаты
Хайто-укэ — блок изнутри наружу раскрытой рукой с покрытием тыльной стороной ладони